Случайная новость

Сходили в кино? Не с кем обсудить картину? Собираемся вместе в Кино-клубе!

 

UN-LEARNING – ОСВОБОДИ СОЗНАНИЕ ДЛЯ НОВОГО ОПЫТА


UN-LEARNING, открытие сознанияВсе мы, по крайней мере, большинство из нас, думаем, что много знаний - это вер-шина человеческого развития, а с огромным довеском опыта мы еще достигаем точки acme (пик совершенства творчества, жизни, развития). Как много сил мы по-рой прикладываем к изучению и постижению нового, как много денег тратим на тренинги и семинары. А вместе с тем, для апробирования и применения инноваций нам необходимо избавляться от устаревших талмудов и опыта.
Не мало людей и компаний я встречала в своей практике и жизни, которые в новых условиях новые технологии используют старыми, привычными для них способами. Это, естественно, замедляет темпы их развития в специальности и резко снижает продуктивность компании по сравнению с фирмами-конкурентами, руководство которых научило свой персонал работать по-новому.


Задавалась я вопросом неоднократно - сколько раз в жизни человек может овладе-вать новыми способами работы, не перегреется ли он в конечном счете от перегрузок? Неужели центральная нервная система настолько пластична, что может "накладывать" новое на старое? Из институтских курсов по физиологии ЦНС точно знаю, что клетки могут наращивать связи между собой посредством аксонов, таким образом формируя более обширную нервную сеть. Это обеспечивает человеку лучшую адаптивность, гибкость к новым условиям. Однако как объяснить, что даже любой компакт-диск, накладывая новую информацию на старую, долго не проживет - и мы покупаем новый - так и качество лучше воспроизводимой информации, и объемов "закачать" можно больше.


Недавно узнала о новом термине - un-learning - то есть дословно "не-учиться". Этот термин обозначает такой феномен как способность забывать старый опыт, старую инфор-мацию, прежде чем усвоить что-то новое. Переучить взрослого человека намного слож-нее, чем научить новому, отличному от старого. Поэтому и обучение идет легче в том случае, если сначала человек поймет, что старые стереотипы и способы его деятельности, поведения, мышления уже не пригождаются в современных условиях, и от них уже стоит отказаться.
Но если бы все было так просто, люди не придумывали бы подобные тренинги! Люди - существа инертные, которые теплят старые надежды, которые уже никогда не сбудутся, лелеют безответную любовь, пока та уже вышла замуж или женился! Почему так происходит? Просто так удобнее, привычнее, не страшно. Особенно это свойственно женщинам, так как сама природа направляла развитие женской половины человечества по пути инстинкта "сохранения" - сохранения стабильности, сохранения жизни, сохранение уклада, сохранение и поддержания огня в пещере. Мужчины же начинали и продолжают свою эволюцию по принципу "развития" - познание новых территорий, завоевание новых народов, наращивание потомства. Поэтому мужчинам проще отказаться от привычных укладов и устоев. И вместе с тем, в процессе эволюции, инстинкты не так сильно влияют на нас в условиях социального давления. Женщины стали более мужественными, мужчины более феминными (женственными).


Чтобы не быть голословной, приведу примерную схему работы со старыми при-вычками в работе и способами мышления (стереотипами). Примерными они являются по той причине, что для каждого человека подойдет только индивидуальный подход - не иначе.


1) определение той области знаний, стиля деятельности, образа жизни, имиджа, ко-торую человек хочет воспитать в себе
2) определение степени желания этой установки
3) осознание старых привычек, установок, "ловушек" мышления, старого опыта, которые, по мнению клиента, могут этому воспрепятствовать
4) определение "границы риска" - той меры, на которую может пойти человек в своем преобразовании
5) определение путей, которым наиболее оптимально пойдет человек в своем со-вершенствовании, исходя из своих пожеланий
6) апробирование новых путей развития, нужно для того, чтобы человек понял, что еще может ему мешать
7) частичный отказ от старых стереотипов мышления
8) апробирование новых путей развития во второй раз - отшлифовка опыта


... и так по циклу в параллели идут "удаление" старого и "инсталляция" нового!
Я могла бы сказать: "Да, нужно работать только со старой привычкой, а когда кли-ент ее забудет, то дать ему новое, которое он возьмет с благодарностью!" Этого произойти не может по одной простой причине - если отобрать у человека что-то, он остается ни с чем - ему страшно и одиноко! А новое еще не факт, что приживется. Как вам такое заяв-ление?! А самое интересное то, что человек в подобном депрессивном состоянии, близком к нервному срыву, при безрезультатных попытках усвоения нового, вновь возвращается к старому опыту, причем никогда больше не прибегает к изучению чего-то нового. Иначе говоря, у человека формируется устойчивая фобия к усвоению новой информации, изменениям и развитию. Наверняка вы также сталкивались с такими людьми, которые на слова "рост", "развитие, "изменения" реагируют определенным образом - дрожь в коленях, красное лицо, мокрые руки. А когда "гроза" проходит стороной - расслабляются и чувствуют себя спокойно и в безопасности. В спорах про внедрение они в первых рядах "за" сохранение старого. Конечно, многое старое необходимо сохранять, но то, что движет, развивает, укрепляет. Эти же индивидуумы пытаются сохранить уклад даже тогда, когда это приводит к краху - моральному или материальному, наносит непоправимый вред как самому человеку, так и его окружению.


Как же таких людей "убедить" в необходимости перемен? А если такой человек - это начальник, от которого зависит развитие компании, или декан в институте, который утверждает программу учебных дисциплин, или глава семейства, который задает темп устоям своей семьи, или это мы сами?
Точно, что таких людей "убеждать" бесполезно, да и не стоит доказывать человеку, что старое уже бесполезно - он никогда в это не поверит! Чтобы изменить ментальные (то есть с участием сознания, разума) установки, стоит идти к его душе через "дверь" его вос-приятия, а не разума. Проще говоря - показать полезность нового опыта. И показать не на словах опять-таки (как все мы привыкли говорить, объясняя словами сущность вещей), а в прямом смысле этого слова, то есть визуализировать результаты, полученные в результате освоения нового знания, нового стиля деятельности, нового способа мышления. Человеку необходимо дать не процесс усвоения опыта, а уже сам результат - то есть задать цель! Человек, увидев цель, сам стремится найти путь к ней. Путь также стоит показать, когда человек поверит в цель, в результат. Именно такой процесс усваивается мягче и быстрее, так как человек сам прикладывает активность, становится автором собственной жизни, что придаст ему импульс для развития.


Остается дело за малым - каким образом показать этот самый результат? Здесь ло-гичнее всего исходить из системы ценностей и мотиваций человека. Как говорит моло-дежь, "зацепить". Если на первом месте у человека стоит семья, то разговор стоит начать с семейных ценностей, праздников, традиций. Если человеку интересно то дело, которым он занимается, то поговорить с ним о рынке и конкурентах. Если ему близко понятие "корпоративность", начните со сплоченности в его коллективе. А вот если человеку важна его личность, персона, подумайте, в каком статусе и социальном положении он состоит - возможно, ответ вы найдете именно там.


На настоящий момент многие консалтинговые и тренинговые компании предлага-ют различные мероприятия по приобретению тех ли иных навыков. Но большинство из них проводят тренинги по принципу "Я даю лучшую практику - ты бери это". Однако про индивидуальный стиль деятельности, про раскрепощение, про снятие внутренних запретов, про ментальные ловушки не идет речь в этих программах. Конечно, люди показывают прекрасные результаты после подобных тренингов, но надолго ли внутренних резервов человека хватит, если он в обход, а порой и вопреки, своим ценностям и убеждениям перенимает новый опыт. Подобный опыт не ассимилируется в душе человека, подобно экзотическому дереву на неподходящую растению почву. Пальма будет расти в условиях наших муниципальных или приватизированных квартир, однако она будет только декоративным капризным растением, которое никогда не будет плодоносить.


Демидова Светлана

8 (916) 628 45 89
психолог-консультант, коуч