Случайная новость

Сходили в кино? Не с кем обсудить картину? Собираемся вместе в Кино-клубе!

Запись на коучинг и занятия по личностному развитию

по тел. 8 (916) 628 45 89

 

коучинг в России Коучинг в России: реалии современности

(личностное развитие человека)

В конце  ХХ, уже прошлого, века, в Россию пришло новое направления работы с людьми и компаниями – коучинг, зародившееся в США из спорта (коучинг в прямом переводе означает тренерство, а коуч – тренер).

Что же такое коучинг? Заглянем в историю его возникновения.

Коучинг (сoaching) – это инструмент профессионального и личностного развития, развитие которого началось в 70-х годах XX века. Корни коучинга лежат области спорта и основаны на методологии позитивной, когнитивной и организационной психологии.

Термин "коучинг" был введен в бизнес-менеджмент в начале 90-х годов английским бизнесменом и консультантом сэром Джоном Уитмором, и дословно на русский язык его можно перевести как "наставлять, подготавливать, тренировать". Но на самом деле понятие "коучинг" включает в себя нечто большее и существенное. Это учение, возникшее на стыке психологии, менеджмента, философии, логики и жизненного опыта. Это процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни.

В настоящее время существует множество определений коучинга, каждый из авторов привносил в этот метод что-то из своего личного и профессионального опыта.

Коучинг - это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека (Майлз Дауни (англ. Myles Downey), «Эффективный Коучинг»).

Коучинг - это искусство создания — с помощью беседы и поведения — среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение (Тимоти Голви, «Работа как внутренняя игра»).

Коучинг – это не только советы и наставления, это не консультирование и не обучение. Коучинг – это, прежде всего, вопросы. Вопросы, которые коуч задаёт своему клиенту. Процесс поиска ответа на вопросы коуча позволяет клиенту по-новому взглянуть на ситуацию, найти решение, порой совершенно неожиданное, обнаружить скрытые возможности, о которых раньше и не подозревал. Профессиональный коуч использует вопросы, высказывания, просьбы, дискуссии, чтобы помочь клиентам определить цели, составить план их достижения.

Коучинг - это особого рода отношения, которые помогают людям получить исключительные результаты в их жизни, карьере, бизнесе или в общественных делах. Посредством коучинга клиенты расширяют область познания, повышают эффективность и качество своей жизни.

Коучинг - это системное консультационное сопровождение клиента, направленное на эффективное достижение значимых для него целей.

Коучинг предназначен для расширения возможностей людей, ставящих перед собой задачи профессионального и личностного роста, повышения личной эффективности и качества жизни.

Коучинг может быть направлен на реализацию планов в самых различных областях жизни: бизнес и карьера, творчество и образование, физическое здоровье и духовное развитие, межличностные отношения и общественная деятельность.

Коучинг - это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. В ходе коучинга происходит мобилизация внутреннего потенциала, развитие необходимых для достижения цели способностей и навыков, освоение передовых стратегий получения результата, повышение эффективности планирования, раскрытие и расширение творческих возможностей.
Коучинг - это раскрытие потенциала человека для достижения им максимального результата.

Профессиональный коучинг - это эффективное сотрудничество между коучем и клиентами (организациями, людьми). Принципы коучинга основаны на достижениях современной западной психологии и древней восточной мудрости. На сегодняшний день это самый эффективный метод работы с людьми, который внедряется в менеджмент для повышения результативности бизнеса, мотивации персонала, развития лидерских качеств. Коучинг настолько же определяет способ, которым эти вещи достигаются, как и то, что достигается.

Коучинг — это программа для достижения высокоэффективных результатов.

В данной статье я хочу осветить два вопроса, интересных на мой взгляд большинству читателей, - это сегодняшний рынок коучинга и проблемы, связанные с внедрением коучинговых программ в компаниях на рабочих местах.

Первый вопрос может включать в себя такие аспекты, как российские компании-провайдеры и их западные конкуренты, компании-заказчики, соотношение спроса и предложения, сертификация коучинга, а также перспективы развития коучинга в России.

Главными конкурентами российских компаний, предлагающих услуги коучинга для своих клиентов, являются западные консалтинговые и коучинговые компании. Отечественным фирмам сложно бороться за место под солнцем, однако они выигрывают у более опытных и продвинутых конкурентов по ряду оснований, несмотря на то, что западные компании имеют больше опыта в создании коучингового пространства для клиента и что их брендовое влияние порой определяет выбор для клиента в их пользу.

Западные специалисты в работе с российскими бизнесменами не учитывают российские реалии и особенности бизнеса, не знают русского менталитета и культуры.

А при работе с иностранными компаниями на территории России западные коучи также усиливают кросс-культурологическую разницу.

В этом смысле работа отечественных коучей более эффективна, так как они способны уловить тонкие грани души русского человека и лучше понять то, что хочет клиент и какие воздействия для него будут понятны и эффективны.

У отечественных практикующих коучей и компаний существует другая проблема - сертификация.

В современном мире существует организация – Международная Ассоциация Коучингаю

Что из себя представляет международная ассоциации коучинга?

ICF – это самая большая всемирная некоммерческая профессиональная ассоциация персональных и бизнес-коучей. Она объединяет более 5000 участников и имеет 179 представительств в 30 странах по всему миру. Ассоциация была основана в 1992 году профессиональными объединениями коучей. Ее штаб-квартира находится в Вашингтоне.

Своими целями ICF определяет выстраивание, поддержку и сохранение единого понимания и содержания коучинга как профессии, развитие сообщества коучей в мире, а также повышение стандартов качества коучинговой практики.

ICF – это некоммерческая виртуальная организация с советом директоров, штатными сотрудниками, волонтерами и участниками по всему миру. Ассоциация развивает программы легализации – юридическую поддержку и аккредитацию коучей, а также проводит сертификационные программы для своих членов.

Сервисный отдел ICF не только помогает самим коучам, но и, что очень важно, обеспечивает поддержку для клиентов и работает над их просвещением. Отдел распространяет раз-личную информацию, проводит статистические исследования результативности коучинга в компаниях по всем миру.

Помимо всего прочего, ассоциация проводит различные телеклассы, форумы и ежегодные конференции в США, Европе и Австралии. В России из членов ICF работают единицы, это коучи из Москвы и Санкт-Перербурга.

Россия выходит на мировой рынок и эта тенденция постепенно расширяется.

Многие клиенты, особенно западные, работают только с теми коучами, которые имеют сертификацию ICF, так как доверяют профессиональным и этическим стандартам, которых придерживается эта организация.

Для того чтобы вступить в ICF человек должен иметь определенный практический опыт, подписать устав ICF и согласиться со всеми правилами и этическими нормами, приняты-ми в этой организации. При этом каждые 3 года происходит перерегистрация членов ICF, для которой необходимо предоставить ряд документов: подтверждение коучинговой практики, отзывы клиентов и т. д.

Несмотря на то, что сертифицированных коучей в нашей стране единицы, спрос на коуч-услуги для частных лиц или компаний возрастает, с переменным значением, но возраста-ет. Однако достойных предложений и оказываемых услуг не так много, невзирая на тот факт, что сайтов коучей в интернете огромное количество.

Коучинг стал сейчас очень моден и приносит подчас быстрые доходы, поэтому почти любой, кто прочитал умную книгу о коучинге или качественную статью, считает приемлемым практиковать коучинг и строить на этом бизнес. К величайшему их сожалению, это не так. Такие «коучи», в большинстве своем, сами не побывавшие в роли клиента, избирают в своей работе стратегию наставничества, советования, эксперта или учителя, что неприемлемо в коучинге. Они стараются научить клиента тому, чему он уже научился, или тому, что он должен постичь сам. Основное правило коуча – коуч не учит и не дает советов.

В противном случае разочарованный клиент больше не прибегают к услугам коуча. От этого, как и в случае с психологами, спрос на российские коучуслуги имеет слабые тенденции к росту, а подчас имеет регрессионный характер. А если еще учесть, что в российской бизнес среде, в силу русского менталитета, все еще действует принцип сарафанного радио, то настоящим специалистам в области коучинга подчас приходится прилагать неимоверные усилия, чтобы повернуть представления клиентов о коучинге в правильное русло.

Вместе с тем именно такая динамика «закаляет» профессионалов и вытесняет дилетантов с рынка коуч-предложений и бизнес-пространства.

Основными российскими провайдерами коучинговых услуг в нашей стране являются компании по большей части из Москвы, а также из Санкт-Петербурга. Регионы в этом смысле отстают, а порой во многих городах люди даже слово «коучинг» встречают впервые.

Компаний, предоставляющих только коучинг, в России нет. Коучинг, как услуга, идет на ряду с консалтингом или в рамках консалтинга как отдельное коуч-сопровождение и поддержку клиента в проекте.

Однако в бизнес среде работают отдельно практикующие коучи, в арсенале методов воз-действия которых только коучинг. Хочу еще раз упомянуть, что на рынке коуч-услуг на настоящий момент следует тщательно выбирать личного коуча, так как модное направление «коучинг» могут транслировать и учителя, и тренеры, и дилетанты, не имеющие правильного представления о том, что такое коучинг и чем он не является.

Компании, заказывающие коучинг для сотрудников, в основном являются успешными, развитыми, прозападными, ведущими на рынке крупными корпорациями или небольшие компании, руководству которых важно повысить эффективность труда коллективов, при этом, чтобы их работа помимо результативности несла еще элементы творчества и инновативности.

Интерес к коучингу возникает как у топ-менеджеров, для которых важна четкая и продуманная стратегия бизнеса, так и у менеджеров среднего звена, чья деятельность связана с развитием бизнеса и работой с людьми. Это руководители клиентских отделов, отделов маркетинга и продаж, отделов по работе с персоналом и т.п.

В России коучинг транслируют сотрудникам те руководители, которые понимают важность задействования внутреннего потенциала, важность внедрения системного видения и творческого подхода при решении корпоративных задач и возникающих трудностей или проблем.


В этой статье я хочу наметить мысли и по второму вопросу этой статьи – проблемы применения и внедрения практики коучинга на рабочих местах в компаниях, где этот самый коучинг либо не работает, либо не приносит должных результатов, либо даже наносит вред.

Итак, какие же это проблемы?


1. Коучинг насаждается людям. Порой любое мероприятие, которое транслируется руководством как нечто хорошо работающее и обязательное для всех, воспринимается работниками обременительным, они сопротивляются новым методам, так как не считают важным что-то менять – ведь все и так хорошо складывается. Стоит изменить данное представление, чтобы сотрудники имели право обратиться за проведением коучинга, когда они в нём нуждаются. Можно создайть системы, отслеживающие такие обращения, и предоставьте им соответствующую поддержку.


2. Менеджерам не хватает уверенности для проведения коучинга. Коучинг, если по-смотреть на его техники и инструменты, представляется легким по теории, однако осуществить его на практике удается не каждому, так как необходимо уйти от позиции советования, субъективного взгляда на проблему, контекстного слушания. Вместо этого нужно внимательно наблюдать за объективной реальностью, возвращать в нее клиента и слушать и слышать подтексты, которые клиент неосознанно посылает коучу. Поэтому у некоторых менеджеров создается впечатление, что это сделать невозможно и нереально, а если он будет это делать, то участники будут говорить, что таким легким делом и они могли бы заняться сами. Именно это и рождает неуверенность в себе, как коуче, и самом методе. Необходимо создать условия, чтобы обучение коучингу и наставничеству и их развитие проходило постоянно. Хорошо обучить нескольких менеджеров, чтобы приводить их методы эффективного коучинга в качестве примера для других, т.е. чтобы они стали коучами для других коучей. Обеспечить групповые интервизии (взаимное наблюдение друг за другом и предоставление объективной обратной связи по результату), чтобы помочь менеджерам проанализировать, насколько хорошо они используют возможности коучинга.


3. Коучинг рассматривается как дополнительное занятие. В силу загруженности сотрудников они негативно смотрят на любое мероприятие, учебное, корпоративное, как на нечто ненужное, как на то, что тратит драгоценное время. А коучинг представляется им именно как дополнительное занятие. Необходимо настроить людей на то, что различные подходы коучинга могут быть использованы в решении и исправлении широкого спектра проблем управления – от проектного менеджмента до стратегического планирования. Что сам по себе коучинг, само по себе участие в нем может помочь решить многие производственные вопросы, которые откладывались в силу своей неразрешимости или сложности.


4. Некогда думать. В ходе выполнения повседневных рутинных обязанностей необходимо время для размышления. Вид думающего сотрудника должен восприниматься нормально. Проблема позитивного и негативного объёма загруженности здесь также актуальна: у людей, перегруженных рутинной работой, нет времени или возможности подумать об обучении. Согласование содержания и объёма работы может создать позитивную платформу для заинтересованности в прохождении коучинга.


5. Менеджеры не уверены в ценности и результативности коучинга. От этого коучинг либо не проводят, либо проводят «для галочки», что является еще более пагубным исходом, так как подобные мероприятия съедают важный бизнес ресурс – время. Зачастую такое обесценивание коучинга происходит от того, что менеджеры сами никогда не проходили по-настоящему эффективного коучинга, не были в роли клиента. Однако, с помощью разработки и проведения добротной учебной бизнес-ситуации, связанной с коучингом, можно многого добиться как на уровне всей компании в целом, так и на уровне отдельной группы сотрудников.


6. Слишком большой акцент на индивидуальную, а не групповую эффективность труда. Индивидуальный (личный) коучинг сотрудников и топ-менеджеров в компаниях более распространен в силу своих сильных сторон: человек полностью раскрывается, у него есть достаточно времени на размышления и ответы на собственные вопросы и вопросы коуча, есть достаточно пространства для визуализации и проработки дальнейших планов и прочее. Однако необходимо транслировать и групповой коучинг в компаниях, так как акцент на группу в целом создаёт благоприятные условия для коучинга между отдельными её членами, друг с другом в силу эффекта групповой динамики. Это также облегчает и наблюдение за взаимодействием между индивидуумом и группой, которое является критически важным элементом эффективности труда.


7. Слабая обратная связь. Сотрудники часто не знают, какие качества им нужно развивать и совершенствовать. Более основательные и длительно работающие системы обрат-ной связи способствуют тому, что цели обучения становятся более чёткими.


8. Не учитываются эффекты коучинга и дальнейшие групповые динамики после воздействия. В компаниях порой бывает проблема, когда после коучинга на развитие продуктивности или личности лучшие сотрудники, а подчас целые коллективы, уходят, унося с собой нереализованный продуктивный и творческий потенциал компании. Подобное возникает в результате слабого представления о том, что если специалист вырос над собой, то ему нужны и соответствующие условия для дальнейшего развития, перспективы и зарплата. Если клиент готов предоставить более выгодные условия взамен прежним, то работник вряд ли будет склонен к переходу в другой коллектив, компании или в свободное плавание. Необходимо создать ощущение стабильности и уверенности и в новом для него качестве.


9. Малый диапазон применения результатов коучингового влияния. Результаты, которые получает клиент после работы с коучем, могут быть настолько многообразными в плане их применения, однако клиент это не всегда осознает, а коуч не донес до него эту мысль. Коучинг может являться не только средством повышения, улучшения какого-либо качества, он может являться и средством оценки этого качества, и средством нивелирования качеств, которые мешают развитию необходимого навыка и прочее.


10. Слабое отличие коучинга от тренинга, советования или, вообще, терапии. Здесь проблема заключается в предоставлении некачественных услуг, так как коучинг – это процесс осознанного и самостоятельного развития клиента, а задача коуча – помочь это клиенту понять и пройти с ним путь его личностного становления.


11. Неготовность людей полностью брать ответственность за свою работу. Коучинг основывается на осознании и принятии ответственности за себя, свою жизнь, результаты своего труда, а в России даже само это понятие только начинает прорисовываться.

Успех коучинга в России зависит, с одной стороны, от качества предоставляемых коучами услуг, с другой – от поддержки этой сферы бизнеса со стороны государства в рамках развития в стране малого и среднего бизнеса, а с третьей – от осознания бизнесменами того факта, что разговоры с коучем о проблемах на работе приносят больше результата для бизнеса, чем разговоры на те же темы с друзьями и близкими.

А чтобы воспитать культуру коучинга, необходимо проводить хорошую пропаганду подобного рода помощных услуг через СМИ, в институтах и на рабочих местах, устраивая конференции, семинары и показательные сессии в более крупных и даже государственных масштабах, нежели это происходит сейчас, в узких профессиональных сообществах.

Сейчас я говорю не только о коучинге, но и о психологическом консультировании и психотерапии, о чем в стране у людей явно смутное представление.

Демидова Светлана

психолог-консультант, коуч